Привлечением инвестиций в Курскую область займется корпорация развития Созданное автономное учреждение «Корпорация развития Курской области» возьмет на себя основной функционал регионального АО «Агентство по привлечению инвестиций» и займется некоммерческим сопровождением реализации и привлечения новых инвестиционных проектов в регион. Решение было принято на совещании в обладминистрации и одобрено губернатором Романом Старовойтом. Агентство по привлечению инвестиций станет управляющей компанией индустриальных парков, а Корпорация развития будет сопровождать реализацию порядка 20 инвестпроектов разного уровня – от строительства крупных промышленных объектов до реконструкции зданий культурного наследия в режиме одного окна для инвесторов. Региональная Корпорация развития будет курировать развитие инфраструктурных объектов и подписание концессионных соглашений, так как в прошлом году Агентству по привлечению инвестиций передали функцию консультационного центра государственно-частного партнерства (ГЧП). В самой Корпорации развития пояснили, что первым шагом к ее созданию стало объединение Агентства по привлечению инвестиций с мастерскими проектов. Сейчас учреждение соединяет в себе роли единого оператора в работе с инвесторами и одного из основных кураторов реализации гражданских инициатив. АУ «Корпорация развития Курской области» зарегистрировано в июле этого года с основным видом деятельности «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Генеральным директором является Артур Романенко, учредителем – комитет по экономике Курской области. Господин Романенко также возглавляет АО «Агентство по привлечению инвестиций», регистрация которого состоялась в 2012 году с уставным капиталом в 44,1 млн рублей. Учредитель – комитет по управлению имуществом Курской области. В прошлом году выручка Агентства составила 939 тыс. рублей, убыток – 3,1 млн рублей.
– АО «Агентство по привлечению инвестиций» сопровождает инвестиционные проекты, подбирает земельные участки и продвигает регион. Какие инвестпроекты на данный момент находятся «под присмотром»? – Индустриальные парки и социально-культурные объекты. Например, строительство теннисного корта в парке КЗТЗ – он будет носить имя прославленного теннисиста Шамиля Анвяровича Тарпищева, президента Федерации тенниса. Это договоренность главы региона, мы просто курируем этот проект. Под нашим крылом – строительство аэропорта, собственно, мы сопровождаем инвестора. Трудоемкий проект, постоянно всплывают подводные камни. В целом в работе порядка 10 публичных и восьми непубличных проектов. Как только кого-то «засветишь», начинается перетягивание канатов и вставление палок в колеса. – Какие отрасли экономики определены как приоритетные в инвестиционной стратегии Курской области до 2025 года? – Существует инвестиционная стратегия 2014 года, которая ежегодно дорабатывается. С ней работает комитет по экономике и развитию Курской области. Есть и вторая стратегия – социально-экономическая, для нас ее разрабатывает РАНХиГС. Да, наш регион считается аграрным. Что касается приоритетов, то агентство сейчас работает над собственным документом по осуществлению инвестиционной политики в регионе. До того как я занял кресло и. о. директора, я инициировал создание проекта, согласно которому Курская область – бизнес-объект, корпорация со своей целевой аудиторией, потенциалом и ресурсами. После серьезного анализа будет ясно, на что делать упор и с чем работать. В перспективе важно разделять деньги «доступные» и полезные для региона. Первая категория денег – когда соседний регион откроет у нас полигон для отходов и будет платить за мусор. Это урон экологии, эти деньги не стоят того. Вторая категория – деньги, работающие на развитие области. – Какие инвестпроекты реализуются в режиме благоприятствования? Чем он выгоден компаниям? – Режим наибольшего благоприятствования предоставляет налоговые преференции для каждой сферы бизнеса. Курская область ничем не выделяется среди соседей, да и по России в целом. У нас действует стандартный пакет скидок на налоги на имущество, на прибыль – все это предлагают и другие субъекты. На что мы делаем упор, так это логистическое расположение и режим «одного окна». – Как работает Совет по улучшению инвестклимата и взаимодействию с инвесторами? Какое участие в нем принимает Агентство по привлечению инвестиций? – В моем понимании идеальный Совет представляет собой объединение лидирующих предприятий и их руководства, работников обладминистрации, УФАС, УФНС, надзорных органов и прочих. Я участвовал в двух последних заседаниях Совета – а он собирается раз в квартал – и не в восторге. Агентство подготовило предложение Роману Старовойту, как можно модернизировать Совет по улучшению инвестклимата. Если он его одобрит, начнем действовать – прежде всего, изменится информационное наполнение заседаний: говорить не обо всем, а рассматривать конкретные задачи и способы их решения. – Агентство курировало проект по созданию особой экономической зоны, от которого потом обладминистрация отказалась из-за отсутствия якорного резидента. Ситуация не изменилась? – ОЭЗ не оправдала себя как финансовый инструмент в целом по стране. Любая история про калужское, липецкое, сингапурское, малайское, китайское экономическое чудо – это совокупность многих факторов. Нельзя полагать, что ОЭЗ немедленно исправит ситуацию и «примагнитит» инвесторов. Да, появляются налоговые преференции, но мы можем их предусмотреть и без создания обособленной территории. В настоящее время проводим обширную аналитику отечественного опыта по тому, что лучше: ОЭЗ или ТОР. Полагаю, на выходе будет серьезный доклад, который сможет привести все-таки к созданию той или иной формы поддержки. – Агентство сопровождает проект комплексной реконструкции инфраструктуры курского аэропорта за 2,3 млрд рублей. Расскажите, на какой стадии реализация проекта? – Мы работаем с инвестором – курским ООО «Браво». Возникали вопросы, почему такой крупный проект достался юрлицу, зарегистрированному в январе этого года. Логично, что под крупные инфраструктурные объекты создается новое юридическое лицо, которое не будет обременено предыдущими историями, жизнями и никакими внешними факторами, что могло бы повлиять на реализацию проекта. Мы делаем аэровокзал с терминалом внутренних авиалиний. Сейчас реализуется большой первый этап, мы на стадии экспертизы. Его стоимость предварительно оценивается в 350 млн рублей. Кстати, 2,3 млрд рублей появятся в случае, если регион решит реконструировать взлетно-посадочную полосу. Но нам сейчас это просто не нужно. Существуют некоторые ограничения в виде военной базы, которая находится на той стороне аэропорта, в Халино. – Главное, чтобы самолет Владимира Путина в будущем смог сесть в Курске. – 100% сядет. – Прежний директор агентства в феврале этого года анонсировала перестройку в четырехзвездочный отель Marriott курской гостиницы «Центральная» – элемента исторического ансамбля Красной площади, в котором располагаются областная и городская администрации и горсобрание. Якобы власти были готовы на 30 лет отдать объект культурного наследия компании, которая купит франшизу Marriott и реконструирует здание внутри, сохранив фасад. Этот проект получил развитие или курянам не стоит ждать престижный отель? – В феврале этого года было подписано соглашение о сотрудничестве в части размещения этой гостиницы между обладминистрацией и частным инвестором. После серьезной проработки проект столкнулся с рядом трудностей: как правовых (гостиница принадлежит муниципальному акционерному обществу), так и связанных непосредственно со строительно-монтажными работами. В последние годы операторы гостиничного сервиса отказываются от использования старинных зданий, являющихся объектами культурного наследия, потому что это дорого и долго в части согласования. Им проще построить новую коробку с нуля. Городским властям поставлена задача определить перспективы использования этого объекта и источники финансирования. Кстати, у нас есть свободный участок земли вдоль одной из центральных улиц города, который подходит под строительство гостиницы. Агентство вело переговоры с одним из застройщиков. С экономической точки зрения планы пока зыбкие. В Курске полно гостиниц, в которых суточная цена за проживание не превышает 4 тыс. рублей. Гостиничный комплекс с ценами на номера от 5-7 тыс. рублей просто не выживет. Нужно создать дефицит гостиничного предложения либо резко повысить покупательскую способность людей. В общем, есть над чем работать. Думаю, у новой гостиницы есть все шансы появиться в рамках проекта реновации исторической части города к 1000-летию. – АО «Агентство по привлечению инвестиций» работает над проектом по созданию единой Wi-Fi-зоны в Курске? – В агентстве есть свой сленг. Все невнятные проекты попадают в папку «умный город». К счастью или сожалению, история с «умными городами» овеяна большим количеством невнятных инициатив, часто – экономически необоснованных. На мой взгляд, создавать единую Wi-Fi-зону в Курске в 2020 году – уже устаревшая история. Залогинься, введи свои данные, посмотри рекламу, зайди на сайт – стоит ли заморачиваться, когда у каждого есть безлимитный интернет 4G+. Вы часто видите людей, которые спрашивают, как подключиться к Wi-Fi в ресторане? Их все меньше и меньше, и такая просьба чаще всего связана с работой конкретного оператора связи. Если говорить об агентстве, то в его поле деятельности этот проект не входит. Им занимаются ПАО «Ростелеком» и «Совтест АТЕ». – Расскажите про индустриальные парки региона. – В Курской области работают два государственных парка («Юбилейный» и в городе Щигры), а также два частных индустриальных парка (КЭАЗ и АПЗ-20). В «Юбилейном» находятся пять резидентов, шестой – в работе. Сейчас межуем землю, начинаем строительство. В парке регионального значения в Щиграх также готовится проект межевания территории. На этот парк претендовал инвестор, который хотел построить маслоэкстракционный завод. Он взял в аренду территорию всего парка, однако пропал, на связь не выходит, работы зависают. По моей инициативе идет процедура расторжения договора аренды в судебном порядке. После мы сможем заняться парком основательно. – Всегда ли реализация проектов идет гладко или, несмотря на все усилия по созданию благоприятного инвестклимата, инициаторы инвестиционных проектов все еще сталкиваются с трудностями? – Проблем нет, есть задачи. Где-то думаем, как оперативно подключить электричество, где-то – куда девать отходы и прочее. Сплошное творчество. Важная задача на сегодняшний день – создание технопарка на базе «Совтест АТЕ». Это высокотехнологичная промышленная территория, которая создается на базе крупного предприятия. Свободные площади передаются другим производителям, которые могут делать комплектующие для основного предприятия и т. п. Другими словами – все «жители» технопарка пользуются общими мощностями. – Как планируется монетизировать проект реновации исторического центра Курска? У вас есть какое-то представление о том, кто может «зайти» на территорию и не испортить лица Курска в преддверии 1000-летия… – Прошел архитектурный конкурс «Курск-2032», выиграла конкретная дизайн-концепция исторического центра города. Не нужно путать ее с планировкой. В рамках концепции должен быть реализован целый ряд объектов: здесь и музеи, и выставочные центры, и гостиница, и многое другое. На все это планируется привлекать инвесторов. Более того, новации будет подвержен не только Детинец, но и многие иные зоны. Роман Старовойт хочет, чтобы в городе появился парк 1000-летия. Локация сейчас выбирается, и каждый может оставить свой голос на сайте. – Привлечь в регион как можно большее число инвесторов удастся за счет формирования благоприятного инвестиционного климата. Данные Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ – Курская область занимает 69-е место из 84 – говорят о наличии проблем. По вашим оценкам, что поспособствовало столь низкой оценке? Что может предпринять агентство для улучшения ситуации? – В позапрошлом году АО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области» находилось в категории А из четырех – A, B, C и D. В прошлом году агентству присвоили звездочку, и никто не знает, что она означает. Очевидно одно: наши позиции рейтинга неумолимо падают вниз. Я не буду оценивать адекватность и объективность рейтинга. На мой взгляд, мы знаем, как исправить эту ситуацию, и будем выполнять все задачи, которые перед нами поставит федеральный центр. Показатель рейтинга не отражает объема инвестиций. Можно занимать всевозможные первые строчки, но не иметь ничего, быть лояльным и активным, но никому не интересным. Введи на земле Франца-Иосифа нулевые ставки на любые виды налогов, построй особую экономическую зону, открой игорные заведения или легализуй проституцию – все равно никто не поедет на самый северный архипелаг России. – Минимизировать проблемы при реализации инвестпроектов призваны целевые модели, разработанные Агентством стратегических инициатив. В 2017 году данные целевые модели были введены впервые. Расскажите, что это за модели и удалось ли добиться каких-либо результатов при их реализации? – Есть методология, по которой оценивается работа обладминистрации и подведомственных структур. В ней отражены четыре фактора, в каждом из которых имеются подпункты. В наши задачи входит методичная работа с этими подпунктами. Сколько дней отводится на получение регистрации? Сколько нужно документов для получения разрешения на строительство? Если видим, что норматив устарел, а в наших силах упростить процедуру, мы это сделаем. Однако у тотального упрощенчества есть и обратная сторона медали – растет добросовестная и недобросовестная конкуренция. К примеру, в Германии человек, желающий открыть ресторан на конкретной улице, получает разрешение у бургомистра или Совета депутатов, а потом доказывает, что его место общепита не конкурирует с уже существующими и не отбирает у них хлеб. Как говорится, и старенькие не заработают, и новенькие останутся ни с чем. Да, свобода конкуренции имеет место быть, правило «выживает сильнейший» никто не отменял. Но ведь часто бывает так, что выживает более хитрый, экономящий на качестве продукции и нечестно заполняющий налоговую декларацию. Есть и другой момент: как только мы начнем указывать бизнесу, где и что открывать, он сразу же закричит, что его душат.
| |